Профессия Биохимик: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Профессия Биохимик: где учиться, зарплата, плюсы и минусы Хостинг

Краткое описание

Биохимия – новая наука, которая сформировалась в XIX веке. Сегодня она включает в себя более 20 разделов, среди которых биохимия крови, тканей, органов, молекулярная биология и биоэнергетика. Также наука бывает статической, динамической и функциональной. Основные объекты исследования – человек, растения, животные и микроорганизмы.

Важные личные данные

Работа биохимиков малоподвижная и монотонная, поэтому плюсом станет умение концентрировать внимание, усидчивость, аккуратность. Также в их характере должны присутствовать следующие немаловажные черты:

  • обязательность,
  • педантичность,
  • исполнительность,
  • дисциплинированность,
  • любовь к науке.

Биохимику сложно будет работать в случае, если он страдает от аллергических реакций на химические реактивы, пыльцу, животных.

Вузы для биохимика по направлению «биология»

  1. МГУ им. М. В. Ломоносова.
  2. МВА им. К. И. Скрябина.
  3. СГУ имени Н. Г. Чернышевского.
  4. ТюмГУ.
  5. ВолГМУ.
  6. УдГУ.
  7. ДВГУ.
  8. ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
  9. СамГУ.
  10. КФУ.

Вузы для биохимика по направлению «медицинская биохимия»

  1. РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
  2. ДВГМУ.
  3. Первый МГМУ им. Сеченова.
  4. УрФУ.
  5. ИГМУ.

Как не запутаться

Метаболические пути — это последовательно связанные серии химических реакций, происходящих внутри клетки. Реагенты, конечные и промежуточные продукты реакций называют метаболитами. Они поэтапно модифицируются в серии химических реакций, катализируемых ферментами.

Особенность метаболических путей в том, почти все метаболиты будут использоваться в других метаболических путях, за исключением небольшого числа, которые выводятся из организма.Большинство метаболических путей часто представлены в учебниках в виде цепочки реакций, где продукт одной реакции становится субстратом следующей. Существует несколько типов метаболических путей:

1) Линейный метаболический путьКаждая реакция линейного пути генерирует только один продукт, который является реагентом для следующей реакции в пути.

2) Разветвленный метаболический путьТакие пути обычно генерируют два продукта, каждый из которых имеет свою метаболическую судьбу.

3) Циклический метаболический путьЦиклические пути содержат несколько метаболитов, которые регенерируют в течение каждого хода цикла, и служат как реагентами, так и продуктами в каждой реакции. То есть циклический путь и начинается, и заканчивается одним и тем же веществом.

Такой способ записи значительно отличается от принятого в школе, но к нему придется привыкнуть, так как даже в более серьезной литературе очень сложно найти подробно расписанные реакции в виду их масштабности и сложности.

В организме есть несколько основных метаболических путей:

1) Цикл трикарбоновых кислот Кребса (система биохимических реакций, посредством которой организм получает основную энергию в результате окисления пищи)

2) Пентозофосфатный путь (прямое окисление глюкозы, в результате которого происходит укорочение молекулы глюкозы на один атом)

3) Гликолиз (сложный ферментативный процесс распада глюкозы до пирувата)

4) Глюконеогенез (метаболический путь, приводящий к образованию глюкозы из неуглеводных соединений)

5) Бета-окисление (метаболический процесс распада жирных кислот)

6) Биосинтез жирных кислот (метаболический путь, в результате которого происходит образование жирных кислот из более простых соединений)

7) Орнитиновый цикл (циклический ферментативный процесс, состоящий из последовательных превращений аминокислоты орнитина и приводящий к синтезу мочевины)

Чтобы не запутаться в них стоит твердо знать, какой путь за что отвечает. К примеру, глюконеогенез — это синтез глюкозы из неуглеводных компонентов: лактата, пирувата, кетокислот, аминокислот. Из этого можно сделать вывод, из чего и что именно у нас должно выйти в конце.

Для каждого пути стоит помнить начальное вещество и конечное, а для циклов — как он будет замыкаться. Это важно, так как каждый из основных путей состоит из как минимум пяти реакций, происходящих одна из другой. Крайне сложно составить путь, если не знаешь, к какому результату должен прийти.

Существует несколько типов биохимических реакций:

1) Присоединение

Это реакции, в результате которых атомы или молекулы присоединяются по кратным связям.

2) Отщепление (Элиминирование)

Процесс, обратный присоединению — отщепление молекул воды с образованием двойной связи.

3) Диссоциация

Перенос протона на основание.

4) Протонирование

Перенос протона на молекулу кислоты.

5) Замещение

Замена одной функциональной группы на другую.

6) Окислительно-восстановительные реакции.

Это химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления путем перераспределения электронов между атомом-окислителем (акцептором) и атомом-восстановителем (донором).Именно окислительно-восстановительные реакции обычно вызывают затруднения.

Начав изучать метаболические пути, вы обязательно наткнетесь на окислительно-восстановительные реакции. Не стоит их пугаться, они не такие сложные, как может показаться, и в большинстве случаев в них, как в школе, не получается совершенно другое вещество.

К примеру, вот заключительная реакция второй стадии катаболизма питательных веществ — окислительное декарбоксилирование пирувата. Мы знаем, что окислительно-восстановительными называются реакции, сопровождающиеся переносом электронов от донора к акцептору.

Все реакции реакции данного типа будут сопровождаться тем, что вещество-донор (в нашем случае пируват), будет отдавать Н в пользу НАД , а также от НS-КоА при присоединении к пирувату, будет отщепляется Н также в пользу НАД .

Читайте также:  Максимизируйте производительность веб-сайта с помощью оптимизации UUID хоста

На таком принципе построены все реакции окислительного декарбоксилирования. В случае реакций окислительного дезаминирования изменится только то, что отделяться от донора будет NH3, а не СО2. Стоит один раз в них разобраться, чтобы потом спокойно писать.

Присутствуют еще обратные реакции, когда наоборот, от НАДН Н в ходе реакции отщепляются электроны и присоединяются к веществу. В таких случаях делается все то же самое, только в обратную сторону. Есть еще один тип окислительно-восстановительных реакций — окислительное фосфорилирование.

Как не терять время зря

Итак, основные советы для изучения биохимии:

1) Сразу типичный совет: старайтесь не зубрить. Некоторые вещи типа лабораторных показателей, формул и т. п. таки придется запомнить, но часто при освоении материала необходимо опираться на логику, имеющиеся знания по предыдущим предметам, понимание процессов.

Зубрить — это самый тяжелый путь, под силу не каждому. А биохимия невероятно логичный предмет (в плане логики построения и номенклатуры названий не уступает химии), и если действительно в ней разобраться, учиться станет намного приятнее и интереснее.

2) Поатомно запоминать придется далеко не все формулы. Достаточно запомнить лишь основные и изучить, как из одного вещества получается другое. Первая тренировка с формулами будет при встрече с аминокислотами. Часто они отличаются заместителями, и запомнив основной скелет, можно легко из него «доделать» еще несколько аминокислот.

3) В учебниках никогда не пропускайте схемы, таблицы и рисунки. Они значительно облегчают усвоение. Будет еще лучше, если вы начнете рисовать свои.Биохимия — это предмет, который можно учить на схемах и атласах, и достаточно часто текст учебника или лекций использовать только в качестве пояснений.

4) Рисуйте. Рисуйте формулы, реакции, схемы, да и вообще любую наглядную информацию. Только самостоятельно нарисовав и объяснив себе метаболический путь, вы действительно разберетесь в нем.

5) Если начали учить последовательность реакций, не прекращайте на середине.Как показывает опыт, лучше с самого начала разобраться в какой-то схеме до конца. В биохимии все реакции исходят одна из другой (это называется метаболический путь), и если понять их логику и довести до конца, они станут понятны.

6) И наоборот, изучайте один путь за раз. Если вы попытаетесь одновременно выучить все (или несвязанные) метаболические пути, то высок риск запутаться и как следует не запомнить ни один из них. Лучше сосредоточиться на одном пути и посвятить время только ему одного, прежде чем перейти к изучению другого.

7) Не переходите к следующей реакции в пути, если не поняли предыдущую.Нельзя вырвать какой-то кусок и надеяться, что прокатит. Не прокатит! Так что уделите лучше еще немного времени предыдущей реакции.

Соблюдая эти правила, вы сможете избежать несистемности знаний. Как в любом предмете, ваш успех в биохимии будет зависеть от качества и сохранности приобретенных знаний за прошлые годы. А последующий успех в учебе, что логично, будет зависеть от знаний по биохимии.

Карьерный рост

Профессию нельзя назвать очень престижной, но спрос на биохимиков есть. Если вы желаете развивать свои профессиональные навыки, чтобы работать в зарубежных компаниях или в сфере продаж, то важно дополнительно изучать иностранный язык. Лучше делать упор на английский и китайский, последний сегодня набирает все большую и большую популярность.

Лайфхаки

В любой сфере есть свои секреты, помогающие облегчить жизнь. Биохимия не исключение. Много поколений студентов медицинских ВУЗов искали способы упростить изучение предмета. Интернет полон различных лайфхаков, надо просто найти или придумать свой.

1) Попробуйте использовать мнемотехники.Для запоминания названий соединений в метаболических путях существуют специальные стихи. Классическим примером является такой стих-мнемоника о цикле Кребса:

ЩУКа съела ацетат, получается цитрaт,Через цисaконитaт будет он изоцитрaт.Вoдoрoды отдaв НАД, oн теряет СО2,Этoму безмернo рaд aльфa-кетоглутaрaт.Окисление грядет — НАД похитил вoдoрoд,ТДФ, коэнзим А забирают СО2.

А энергия едва в сукциниле пoявилась,Сразу АТФ рoдилась и oстался сукцинат.Вот дoбрался он дo ФАДа — вoдoрoды тому надo,Фумарат воды напился, и в малат oн превратился.Тут к малату НАД пришел, вoдoрoды приобрел,ЩУКа снoва oбъявилась и тихoнькo затаилась.

Еще есть вот такой способ:

«Целый ананас и кусочек суфле сегодня фактически мой обед»ц — цитрата — (цис)-аконитк — (альфа)-кетоглутаратс — сукцинил-КоА.с — сукцинатф — фумаратм — малато — оксалоацетат

Запоминалка для незаменимых аминокислот:

Валя изобрела лейку, Лиза метлу, Феня трещит трижды.

А если аминокислоты расположить в соответствии с химическими свойствами радикалов, то их названия запоминаются таким описанием осеннего пейзажа.

Алый вальс. Летит излога — аланин, валин, лейцин, изолейцинМедь прощаний, трав финал. — метионин, пролин, триптофан, фенилаланинГлина серая, тревога, — глицин, серин, треонинЦеремонность, тишина. — цистеин, тирозинАспидные глуби листопада — аспарагин и аспарагиновая кислота, глутамин и глутаминовая кислота, лизин.Падают в гигантские аркады. — гистидин, аргинин.

Читайте также:  Получите надежный хостинг веб-сайтов для вашего бизнеса по конкурентоспособным ценам

Есть способ, согласно которому вы запоминаете названия в виде образов. Например, Щавелево-Уксусная Кислота — ЩУКа.

2) Изменяйте запись формулы, если она для вас непонятна.

К примеру, это реакция прямого окислительного дезаминирования глутамата. Однако глутамат записан крайне непривычно для человека, который учил аминокислоты. Взглянув на формулу, с первого раза сложно понять, что это именно глутамат. Поэтому проще взять и записать формулу так, как выучил и посмотреть, что в ней по итогу изменится.

Вариант из учебника

Наш вариант

Минусы

  1. Сидячая работа, становящаяся причиной развития профессиональных заболеваний, лишнего веса.
  2. Биохимики в России получают не слишком высокую заработную плату.
  3. Медленное продвижение по карьерной лестнице, на которое могут уйти годы.

Несколько «китов» биохимии

В биохимии есть несколько особо важных разделов, изучение которых откладывать не стоит никоим образом. На них зиждется изучение всей биохимии, и без этих знаний углубляться в изучение предмета не стоит.

Раз и навсегда стоит выучить:

1) Главные азотистые основания. Их всего пять, а их знание значительно облегчит жизнь.

2) Аминокислоты и витамины (которые в 90 % случаев являются кофакторами). Выучите, как таблицу умножения. Потом будете радоваться, что это сделали.

3) Типы реакций и как они идут.Это общие принципы, по которым идут реакции. К примеру, прямое окислительное дезаминирование аминокислот. Если вы разберетесь, вам будет достаточно знать, какие реакции идут по данному пути. Написать реакцию не составит труда, так как все они однотипные.

4) Химическую номенклатуру и классификацию ферментовЛучше потратить немного времени и разобраться в них, чем потом мучительно запоминать такие названия, как глицеральдегид-3-фосфат или гипоксантин-гуанин-фосфорибозилтрансфераза.

5) Катаболизм, анаболизм питательных веществ и их стадии.Не в формулах, а просто чтобы знать где какая из стадий протекает, и понимать, что при катаболизме мы расщепляем в большинстве случаев до простых соединений, как CO2, вода, аммиак, а при анаболизме чаще всего происходит синтез сложных веществ из более простых (глюконеогенез, фотосинтез).

6) Лабораторные показатели анализов. Да, много цифр. Да, самих показателей много. Но это надо знать, так как разбираться с анализами придется на протяжении всей учебы. Почти невозможно найти патологические изменения в анализе, если не знаешь нормальные.

Данных разделов вполне достаточно, чтобы начать изучение метаболических путей — самой важной части биохимии.

Обучение на биохимика

Если вы хотите освоить эту профессию, то стоит обратить внимание на направление подготовки «Биология» (06.03.01), профиль — «Биохимия», «Биохимия и молекулярная биология», «Биохимия и биотехнология» и т. д. Конкурс на место солидный, поэтому необходимо успешно сдать ЕГЭ по таким предметам:

  • биология (профильный предмет) и русский язык;
  • профильная математика или химия;
  • иностранный язык, который требуется лишь в небольшом количестве вузов.

В вузах Москвы и СПб проходной балл составляет 68-87, в региональных – 33-82, форма обучения только очная. Желая работать в сфере медицины, вы можете выбрать направление «Медицинская биохимия» (30.05.01). Профильный экзамен — химия, в процессе обучения вы будете посещать интересные практические занятия, реализуемые на базе государственных и частных клиник, лабораторий.

Оплата труда

Биохимик, занятый научной деятельность в государственном учреждении, получает невысокий оклад. Для этой профессии более привлекателен коммерческий сектор: частные лаборатории и клиники, фармакологические производства, компании, занимающиеся семеноводством, разведением животных, промышленным выращиванием и селекцией сельскохозяйственных культур.

Также биохимики могут реализовать свой талант в сфере пищевой промышленности. Для них доступна работа в отделе продаж компаний, занимающихся поставками биологического, медицинского оборудования.

Особенности профессии

Биохимики – широкопрофильные специалисты, безупречно знающие химию, основы ботаники, генетики, фармакологии и другие смежные дисциплины. Биохимики крайне востребованы на рынке труда. В них нуждаются и медицинские центры, и исследовательские лаборатории, и животноводческий сектор.

Открытия, сделанные биохимиками, позволяют определить механизм развития многих заболеваний, создавать лекарственные препараты с минимальным количеством побочных эффектов, повысить урожайность или вывести новые сорта культурных растений. Результаты их труда используют в технической биологии, витаминологии, растениеводстве и других научных отраслях.

Плюсы

  1. Востребованность биохимиков в разных сферах.
  2. Возможность сотрудничать с крупными компаниями, работающими на мировом рынке.
  3. Налаживание контактов с зарубежными коллегами, известными отечественными учеными.
  4. В любое время можно круто изменить жизнь, сделав выбор в пользу биологии, биотехнологии, микробиологии или иного близкого направления.
  5. Нормированный рабочий день.
  6. Деятельность не сопряжена с физическими нагрузками, но требует повышенной мозговой активности.

Профессиональные знания

  1. Витамины, гормоны, ферменты, биомолекулы: углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, белки.
  2. Основы биофизики, молекулярной биологии, витаминологии, генетики, квантовой биохимии.
  3. Биологически значимые элементы.
  4. Биохимические методики исследования.
  5. Навыки работы с биохимическим оборудованием.

Сша разрабатывают вирус, способный убить половину славян и две трети азиатов: eadaily

В американских лабораториях на Украине создавали высокоточное биологическое оружие, генетически нацеленное на славянские и азиатские народы. Об этом заявил эксперт по вопросам региональной безопасности, ветеран спецслужб Киргизии Нурлан Досалиев во время круглого стола, организованного дискуссионным клубом «Пикир» в Бишкеке.

«В ДНК 50 процентов россиян, порядка 70 процентов киргизов и казахов присутствует гаплогруппа R1a1. Именно на носителей этой гаплогруппы нацелен вирус, который, согласно найденной документации, разрабатывали в лабораториях на Украине. Кстати в ДНК 55 процентов украинцев тоже есть R1a1. То есть украинцы, которые сейчас воюют с россиянами, для Соединенных Штатов — просто расходный материал, пушечное мясо. И если бы американцы сегодня применили свое биооружие, погибли бы сотни миллионов людей: русских, белорусов, казахов, киргизов и украинцев», — пояснил эксперт.

Читайте также:  Самые удобные файлообменники и аудио-хостинги для пользователей -

По данным Нурлана Досалиева, «доставлять» вирус «адресатам» американцы планировали с помощью мигрирующих птиц.

«На основе захваченных документов Минобороны РФ сделало вывод, что в лабораториях исследовали диких птиц в качестве бесплатных переносчиков заболеваний. При этом карты расположения американских лабораторий и маршруты миграции птиц во многом совпадают. Такой способ позволяет в кратчайшие сроки распространить вирус на территории противника, не навредив личному составу американских военных сил», — добавил ветеран спецслужб.

Профессия Биохимик: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Нурлан Досалиев. Иллюстрация: ujmos.ru

Биохимик и иммунолог из Киргизии Бактыбек Саипбаев подтвердил, что некоторые инфекции действительно могут иметь этническую направленность.

«Приведу в пример классический случай: на одном из Карибских островов жила группа индейцев. Все они были носителями возбудителей сифилиса, но сами им не болели. В итоге испанские конкистадоры привезли оттуда в Европу сифилис. Этот случай доказывает возможность передачи опасных патогенов по этническому признаку. Поэтому я уверен, что сегодня с помощью современных методов генной инженерии возможно создание узконаправленных вирусов. А различных животных, насекомых и перелетных птиц действительно могут использовать для биологических атак», — рассказал ученый.

Профессия Биохимик: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Бакытбек Саипбаев. Иллюстрация: respublica.kg

Впрочем, и без целенаправленных биоатак опустевшие лаборатории США сегодня несут угрозу эпидемий, уверен экс-сотрудник Службы безопасности Украины, основатель Центра расследований UkrLeaks Василий Прозоров.

«Я сам приезжал в вывезенные американские лаборатории. Видно, что их покидали в сильной спешке. Однако всем известно: при ликвидации подобных лабораторий нужно соблюдать требования безопасности. Недостаточно просто вывезти штаммы, нужен целый комплекс мер, вплоть до специального обращения с посудой и защитными костюмами, потому что на них могут остаться остатки патогенов. Я сомневаюсь, что при эвакуации биолабораторий были приняты все необходимые меры безопасности. Это, в свою очередь, может вылиться в эпидемии среди местного населения», — обосновал он свои опасения.

Профессия Биохимик: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Василий Прозоров. Иллюстрация: csn-tv.ru

Известно, что по всему миру действуют более 300 американских военных биолабораторий. Из них, по словам главы Евразийского аналитического клуба Никиты Мендковича, шесть находятся в Казахстане. Крупнейшей в республике является центральная референс-лаборатория в Алма-Ате.

«Уже доказано, что представители Соединенных Штатов манипулировали властными структурами Казахстана, разрабатывали нормативные документы, чтобы облегчить работу своих биообъектов. То есть эти лаборатории действуют здесь не только как военные, но и как политические инструменты. В Узбекистане также действует сеть американских биообъектов. На Украине в данный момент обнаружены 15 биолабораторий, но, скорее всего, их там более 30. То есть в Центральной Азии и России сохраняется постоянная угроза биоатак. И США уже создавали в РК и РУз контролируемые вспышки заболеваний как минимум три раза, среди них и вспышка альфа-коронавируса летучих мышей», — пояснил Мендкович.

По его словам, Соединенные Штаты, подписавшие в 1972 году Конвенцию о запрещении биологического оружия, ежегодно тратят 360 миллионов долларов на разработку химического и бактериологического оружия массового поражения.

«У Штатов богатый опыт применения такого оружия. Например, в 70-е годы прошлого века они инициировали вспышку чумы свиней на Кубе. Это подорвало местное сельское хозяйство. Как раз в этот период отношения между двумя странами были напряженные, а на Фиделя Кастро совершено более двух десятков покушений. Из относительно недавнего: на юге России за последнее десятилетие зафиксирована серия вспышек заболеваний животных. Думаю, они исходили из американских биолабораторий в Грузии и на Украине. Это можно считать попытками спровоцировать в РФ продовольственный кризис и голод», — отметил политолог.

Профессия Биохимик: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Никита Мендкович. Иллюстрация: sputnik.tj

Эксперты сошлись во мнении, что необходимо создавать механизм международного контроля над работой биолабораторий США.

«ООН в этом отношении не подходит — организация стремительно утрачивает свое значение и авторитет. Американцы уже много десятков лет отмахиваются от всяких попыток контроля. Однако мы должны помнить о национальных интересах наших стран. Надо четко понимать: если лаборатория подчиняется Минобороны США, она явно не преследует пацифистских целей. Но сейчас, когда весь мир увидел факты, свидетельствующие о разработке на Украине биооружия, все меняется. Нам категорически нельзя замалчивать эту проблему, нужно дать ход расследованию деятельности всех биолабораторий США», — заключил иммунолог Бактыбек Саипбаев.

Алена Табарина

Учебные материалы

Приводим подборку учебников, которые прекрасно справляются со своей задачей. Основные учебники достаточно полноценны и практически исчерпывают список экзаменационных вопросов. Также есть несколько других известных учебников, которые могут чуть подробней рассматривать некоторые моменты, и тем самым расширить ваш арсенал знаний.

Ключевые учебники по изучению медицинской биохимии:

Основной эшелон:

1. Северин Биохимия. изд 5. 2022 г ГЭОТАР. на 700 с лишним страниц. Следует отличать его от упрощенного варианта на 300 страниц. Самый ходовой и идеально вписывающийся в программу медицинского вуза учебник. Именно Биохимия Северина чаще всего выдается в библиотеках университета.

2. Основы биохимии Ленинджера. Классический величественный трехтомник, более универсален, охватывает гораздо больше тем. Содержит интересные задачи. Иной подход к структурированию материалов, больше разнообразия. Свежий переводной вариант — Нельсон, Кокс, издательство «Лаборатория знаний», третье издание. 2022. Часто содержится в количестве 1-2 комплекта на кафедру, личный экземпляр влетит вам в 6-9 тысяч, но вы не пожалеете.

Резерв:

https://www.youtube.com/channel/UCvFpiiazKOLzD1qNiaVcNHw

1. Комов, Шведова, Биохимия. Легкий компактный вариант, но для глубокого изучения предмета его недостаточно. Иногда проясняет те моменты, которые не изложены в Северине, поэтому неплохим вариантом будет использовать эти 2 учебника в тандеме.

Оцените статью
Хостинги